Вентиляция магазина
В магазинах и супермаркетах должны устанавливаться автоматизированные системы вентиляции и кондиционирования. Количество поступаемого воздуха должно полностью компенсироваться вытяжкой.
Для магазинов необходимо поддержание оптимальных параметров воздуха согласно данным СНиП 2.04.05-91. Производя расчеты вентиляции для предприятий розничной торговли, опираются на данные СНиП 2.08.02.89 и параметры воздуха для торговых помещений, приведенные в таблице.
Количество людей, посещающих торговый зал, определяется, исходя из площади помещения. На рынках, в магазинах мебели, музыкальных инструментов, в ювелирных, спортивных и книжных магазинах на одного посетителя приходится 3,5 м² площади.
Если помимо основного зала в магазине есть отдельные помещения для продажи различных товаров, в таком случае для каждого зала проектируется своя система вентиляции и кондиционирования. Обычно для кладовых помещений достаточно естественной вентиляции.
Магазины, обустроенные на первых этажах жилых зданий, должны иметь автономную систему вентиляции и кондиционирования, независимо от вентиляции другой части здания.
Оптимальный воздухообмен для торговых залов определяется, учитывая необходимость поглощения избытков солнечного излучения, тепла от людей. Расчет тепло- и влаговыделения от покупателей соответствует легкой работе, а от работников магазина - работе средней тяжести. Как для покупателей, так и для продавцов выделение СО₂ составляет 20 л/час, независимо от времени года.
Количество приточного воздуха, необходимого для магазина, определяется, исходя из расчетной зимней температуры для проектирования вентиляции, объема удаляемого воздуха – расчетной летней температуре. Параметры кондиционирования рассчитываются исходя из максимальной температуры в наиболее жаркую пятидневку года.
В торговых залах допустима рекуперация, кроме помещений с синтетическими, химическими, горючими товарами и другими веществами с сильным запахом. При этом подача наружного воздуха должна составлять не менее 20 м³/час в расчете на одного человека.
Использование тепловых завес
- Тамбуры входов в магазинах, площадь которых составляет 150 м², при внешней температуре воздуха в зимнее время -15°С и ниже.
- Ворота складских и разгрузочных помещений магазинов площадью 1500 м² и больше при внешней температуре воздуха в зимнее время -15°С и ниже.
Таблица расчетных параметров воздуха
Помещение | Расчетная температура в холодный период | Кратность воздухообмена или количество удаляемого воздуха | |
Приток | Вытяжка | ||
Торговые залы площадью 250 кв.м. и менее в магазинах: | |||
продовольственных | 12 | - | 1 |
универсальных и непродовольственных | 15 | - | 1 |
Торговые залы площадью более 250 кв.м. в магазинах: | |||
продовольственных | 12 | по расчету | |
универсальных и непродовольственных | 15 | ||
Залы рыночной торговли | 8 | естественная вентиляция | |
Помещения рынка для продажи картофеля | 8 | - | 1 (2/3 из нижней зоны механическая вент.) |
Разгрузочные помещения | 10 | по расчету | |
Помещения для подготовки товаров к продаже | 16 | 2 | 1 |
Помещения приема и выдачи заказов | 12 | - | 1 |
Демонстрационные залы | 16 | 2 | 2 |
Разрубочные | 10 | 3 | 4 |
Кладовые: | |||
бакалея, хлеб, кондитерские изделия | 16 | - | 0.5 |
гастрономия, рыба, молоко, фрукты, вина, пиво, напитки | 8 | - | 1 |
обувь, парфюмерия, товары бытовой химии | 16 | - | 2 |
прочие товары | 16 | - | 0.5 |
Камеры для мусора | - | - | 1 |
Охлаждаемые камеры: | |||
мясо, полуфабрикаты, гастрономия | 0 | - | - |
рыба | -2 | - | - |
овощи, ягоды, фрукты, кондитерские изделия, напитки | 4 | 4 (периодическая) | 4 |
мороженое, пельмени, замороженные продукты | -12 | - | - |
пищевые отходы | 2 | - | 10 |
Помещения для хранения упаковочных материалов и инвентаря | 8 | - | 1 |
Бельевые | 18 | - | 0.5 |
Машинное отделение с водяным охлаждением | 5 | 2 | 3 |
Машинное отделение с воздушным охлаждением | 5 | по расчету | |
Мастерские, лаборатории | 18 | 2 | 3 |
Помещение приема стеклотары | 16 |